Что делать, если заказчик отвергает все мои предложения и настаивает на своём плохом варианте?
25 августа 2023 года
Привет, спасибо тебе за такой интересный вопрос! Ситуация для нас очень знакомая.

Предыстория
Относительно недавно мы делали достаточно крупное медиа (без спойлеров), клиент там был «из старой школы», через его руки прошло не одно медиа и у него есть чёткие фреймы, формулы и чёткое понимание, как всё должно быть, а как быть не должно (но это мы поняли и осознали не сразу).

После ресёрча и анализа рынка мы чётко поняли, что всё достаточно плачевно в плане дизайна, и решили сделать «вау». Подготовили мудборды, после апрува сделали крутейшую концепцию, которую оценили все – от джунов до арт-диров. И вот мы идем воодушевленные на синк с клиентом презентовать концепцию, понимая, что это точно апрув, быть иначе не может, ведь там пиздато и концептуально всё. Нас слушают 5 минут и разворачивают с фразой: «ребят, вы хотите в дизайн, а я хочу в мои стандарты, чтобы всё было привычно мне». Наши лица представили в этот момент?)

В процессе диалога нам буквально по тезисам, рецептом, клиент расписал, что он хочет:
– взять одно из его рабочего медиа, забрать оттуда переменные в виде карточек, навигации, ленты новостей, рекламных мест и т. п.
– убрать все скругления.
– поменять акцентный цвет на другой, определенный им.
– «вот этот блок» забрать с «этого сайта» один в один.
И в том же духе еще пунктов десять.
Всё это убивало и стиль, и концептуальность, и наши нервы.

Разумеется, после этого мы ещё день отходили, понимая, что работа над таким крупным проектом потеряла весь потенциал креативности и амбиции развалить рынок ещё в самом начале.
Немного выйдя из фрустрации, я начал думать, как это изменить, чтобы в рамках безумной ограниченности (а мы стали буквально руками для идей клиента, вкуса которого мы, мягко говоря, не разделяем) сделать продукт, за который нам не будет стыдно.

Что мне помогло:

1. Узнать, почему клиент настаивает на своём
Тебе стоит понять, что клиент, чаще всего, – эксперт в своей области. Если он говорит, как надо – узнай, почему так надо.
Например, поинт от клиента про сетку оказался очень конструктивным, мы делали её через стреч на весь борд, а он попросил фикс на 1300 и ни пикселем больше. Это ударило по визуалу, но мы узнали, что такой формат предполагает, что фотки внутри страниц не будут больше 1300, что хорошо, потому что, если она шире 1300 – она становится широкоформатной, а покупка таких фоток кратно дороже для медиа, а следовательно, для бизнеса.

2. Предложить альтернативу
Если в таких условиях клиент просит сделать что-то и говорит чётко, что именно (например: блок с рассылкой, без скруглений, слева текст, справа иллюстрация), сделай как он просит, но, если у тебя в голове уже есть вариант, как сделать это лучше – сделай и приложи как альтернативу. Расскажи в подробностях, почему она лучше. В таких условиях клиенту действительно, не на словах, а на практике, можно показать, что ты тоже с головой на плечах. Доверие к тебе будет расти, если то, что ты предложил, будет объективно лучше, чем то, что просит клиент. Предвосхищай ожидания альтернативой, но не делай альтернативу основным вариантом, когда клиент чётко сказал что хочет, потому что тогда негатив и закрытость будет расти.

3. Не считать клиента идиотом (или не показывать ему этого)
Не нужно откровенно и с негативом спорить с клиентом, показывая какой ты эксперт, повышая градус напряжения. Слушать от этого он лучше не станет, а, скорее, ещё больше закроется. Никто не любит чувствовать себя идиотом. Вместо этого нужно ему помочь разобраться на примерах (читай пункт выше про альтернативы) и подсказать как лучше (не на словах, а на макетах).

4. Подтверди свои тезисы исследованием
Если вопрос касается юзабилити и UX, где клиент чаще всего не шарит совсем и предлагает свои ноу-хау, а ты понимаешь что это дичь полная – ты всегда можешь в формате зума провести за час коридорку, где подтвердишь, что его решение – дичь, но подашь это в дружеской форме, сказав, что люди не шарят за твой UX, а делаем мы для них.

5. Расширяй кругозор
Если хочешь сделать дизайн воздушным (потому что уже привык и это «твой» стиль), а клиент просит уйти в брутализм – ищи референсы, учись, драфти, вникай в этот стиль, в каждом из всех возможных стилей сотни шикарнейших работ. Даже если это скевоморфизм.

6. Откажись от проекта
Всегда фильтруй задачи и не беги за бабками. Если ты понимаешь, что клиент любит открытки из пейнта и паттерны на бэкграунде сайта – не бери проект. Сосредоточься на поиске интересного именно для тебя. Это совет, который не позволит выгореть как спичка «из-за клиента» (в кавычках, потому что выбор клиента для работы – это твой выбор чаще всего).

Надеюсь, эти советы помогут тебе выйти из такой ситуации.
Если я недостаточно раскрыл тему или у тебя появились дополнительные вопросы, то пиши в комментарии нашего канала и я постараюсь побыстрее ответить :) Удачи, у тебя всё получится!
Алексей Харитонов
Арт-директор
Тебе понравился ответ?
Есть вопросы для команды Crauch?
Мы готовы ответить!Заполняйте форму :)
Задать вопрос
г. Ставрополь, ул. Пирогова 5к6